комплексное экономико — криминалистическое исследование

Комплексное экономико-криминалистическое исследование материалов по деятельности хозяйствующего субъекта по составу этапов исследования и набору используемых методов является полным «непроцессуальным» аналогом судебно-экономической экспертизы. Результаты таких исследований в виде заключения экспертизы или отчета о результатах исследованиях могут быть использованы заказчиком для защиты своих прав в арбитражных судах или судах общей юрисдикции.

Используются риск-ориентированные методы для определения существа проводимых хозяйственных операций исследуемым хозяйствующим субъектом. (см. Алешин А.С., Ушанов П.В. «О развитии методологии судебно-экономических экспертиз» Журнал «Банковское дело» 2018, №2, стр. 14).

Предметом исследования являются хозяйственные операции. Объектами исследования выступают данные из трех источников:

— фактографическая информация (Ф) – документы и материалы произвольной формы или унифицированные по корпоративным стандартам (при их наличии) составленные на этапе подготовки и принятия решений по проводимым хозяйственным операциям, а также на этапе «рефлексия» (оценка хода и результатов), представленные в управленческом учете организации; во внутреннем документообороте (докладные, служебные записки, справки и т.д. с экономической информацией о подготавливаемых и проводимых хозяйственных операциях); протоколы рабочих совещаний и заседаний коллегиальных органов, расчеты, оценки, заключения, переписка, презентации и другие документы, могущие служить (технико-) экономическим обоснованием проводимых хозяйственных операций;

— документальная информация (Д), представленная в унифицированных формах первичных (оправдательных) документов бухгалтерского учета предприятий и организаций, оформленных в соответствии с положениями и правилами бухгалтерского и налогового учета, касающаяся деятельности исследуемого хозяйствующего субъекта;

—  учетная информация (У), представленная в регистрах бухгалтерского и налогового учета исследуемого хозяйствующего субъекта; в базах данных клиентских кредитно-финансовых учреждений; в регистрах и базах данных лицензированных реестродержателей акционерных обществ, депозитариев и репозитариев; государственных, централизованных реестров и баз данных (ФНС, ЕГРЮЛ, Росреестр, ГИБДД, ГТС, СРО и т.д.), касающаяся деятельности исследуемого хозяйствующего субъекта.

Заказчиками такого исследования могут быть владельцы капитала хозяйствующего субъекта, в отношении которого имеются основания для сомнений в разумности поведения управляющих с точки зрения интересов управляемого хозяйствующего субъекта или интересов иных титульных и нетитульных участников сделок и операций, проведенных с участием исследуемого хозяйствующего субъекта или его имущества (обязательств).

В числе заказчиков могут быть также лица, назначенные управляющими хозяйствующего субъекта в процедуре банкротства, которым необходимо определить сделки с признаками необычности (в том числе, «схемные»), с нарушенным порядком принятия решения, не отвечающие задачам и интересам исследуемого хозяйствующего субъекта, совершенные на невыгодных (нерыночных) условиях, с заинтересованностью, с убытком или неполученной рыночной выгодой, обращенной в пользу третьих лиц – для последующей судебной отмены таких сделок и процедур виндикации.

В случае, когда исследуемый хозяйствующий субъект представляет из себя крупную структурированную компанию или холдинг заказчиком комплексного экономико-криминалистического исследования могут быть вышестоящие органы управления (материнские или управляющие компании холдингов, групп предприятий) в отношении хозяйственной деятельности отдельных (отраслевых, региональных, проектных) дивизионов или дочерних (зависимых) компаний, обособленных подразделений, филиалов, представительств со своим балансом и так далее.

Успех данного исследования целиком определяется полнотой и достоверностью предоставленной информации о деятельность проверяемого хозяйствующего субъекта. Ответственность за полноту, достоверность и своевременность представленной на исследование информации целиком лежит на заказчике. При ее подготовке для передачи на исследование целесообразно группировать исходные данные из всех трех источников (Ф, Д, У) в разрезе фактически поддерживаемых бизнес-процессов управляющими исследуемого хозяйствующего субъекта. Например, компания производит металлоизделия, торгует своими и покупными металлоизделиями, осуществляет работы по монтажу металлоконструкций на площадках заказчиков. Имеем три бизнес-процесса. И любая хозяйственная операция, которая была совершена исследуемым хозяйствующим субъектом (или планировалась к совершению) может быть отнесена к одному из трех вышеуказанных фактически осуществляемых видов деятельности или к операциям, связанным с обеспечением текущей деятельности и развитием всей организации в целом (управленческие, общехозяйственные, капитальные расходы, страхование устойчивости и т.п.). В отдельную группу выделяются операции, предназначение которых не определено.

В процессе исследования эксперт (комиссия экспертов) может обращаться к Заказчику с дополнительными запросами информации из регистров и баз данных корпоративных, централизованных и государственных держателей учетной информации, либо получать ее самостоятельно с внесением стоимости такой работы в итоговую сумму цены исследования. Кроме того, заказчик, в случае необходимости, должен иметь возможность обеспечить получение от контрагентов исследуемого хозяйствующего субъекта информации с данными о корреспондирующихся операциях, сделках и расчетах, отраженных в документах и учете контрагента.

Срок выдачи результатов исследования определяется сроком передачи исходной и дополнительной информации по запросам экспертов, сроком, собственного, самого исследования, включая выбор и обоснование методики и т.д., а также временем, необходимым для подготовки текста итогового документа. Из опыта нашей практики можно сказать, что ориентировочно, срок выполнения работ по комплексному экономико-криминалистическому исследованию варьируется от 3-х до 6-ти месяцев, а договорная стоимость устанавливается в пределах от 2-х до 5-ти миллионов рублей в зависимости от качества исходных материалов, объема исследуемых операций и сроков представления данных на исследование.

В случае отсутствия или недостатка какой-либо исходной информации, например, отсутствие в данных по исследуемой хозяйственной операции материалов и информации из источников класса «Ф», заказчик должен позаботиться о замещении. В качестве замещения используются результаты интервьюирования должностных лиц и специалистов служб (подразделений) исследуемого хозяйствующего субъекта, непосредственно вовлеченных в процесс подготовки и принятия решения по исследуемой хозяйственной операции, с ответом на вопросы:

— какое конкретно лицо (должность, подразделение) выступило инициатором проведения исследуемой хозяйственной операции и входило ли это в круг его прямых функциональных обязанностей;

— при подготовке решения по проведению исследуемой хозяйственной операции производилась ли оценка рыночной информации (маркетинг) о ценах покупок/продаж и об объемах соответствующих рынков, а также о планируемых расходах и прогнозируемой рентабельности в текущих условиях и с прогнозом на будущие периоды? (рыночные риски);

— при подготовке решения по проведению исследуемой хозяйственной операции производилась ли оценка готовности и возможностей финансовой системы предприятия для проведения исследуемой операции, т.е. оценка изменения общих показателей в результате проведения операции: ликвидности, устойчивости, кредитоспособности, обеспеченности оборотными средствами, эффективности использования оборотных и основных средств (капитала), инвестиционной привлекательности и т.д. (риски ликвидности);

— при подготовке решения по проведению исследуемой хозяйственной операции производилась ли оценка готовности материально-технической, производственной, ресурсной и кадровой базы предприятия, т. е. возможность создать или изменять, а также поддерживать соответствующий бизнес-процесс, в рамках которого будет проводиться исследуемая хозяйственная операция (операционные риски);

— при подготовке решения по проведению исследуемой хозяйственной операции производилась ли оценка методов и способов подбора поставщиков, подрядчиков, заказчиков, покупателей, заемщиков, займодавцев и т.д., какими методами предполагалось решать проблемы, связанные с неисполнением должниками своих обязанностей или в случае недружественного поведения кредиторов (контрагентские риски);

— при подготовке решения по проведению исследуемой хозяйственной операции производилась ли оценка соответствия предполагаемой деятельности и действий нормам правового, отраслевого или иного специального регулирования, обеспечиваются ли охраняемые законом интересы граждан, организаций и государства (комплаенс-риски).

В случае положительного ответа на любой из вышеперечисленных вопросов необходимо запросить уточнение обстоятельств: персональный состав участников событий и действий, наименование коллегиальных органов, выдававших суждение (заключение) или выносивших соответствующее решение, их состав, даты, уровень полномочий и проч.

В случае, если инициатором проведения исследуемой хозяйственной операции выступало первое лицо (высший руководитель) предприятия и, при этом, никаких оценок не производилось и решений коллегиальными органами предприятия, иными профильными  специалистами не выносилось, следует направить запрос непосредственно даннму руководителю. Запрос должен содержать вопросы о резонах такого единоличного принятия решения по проведению исследуемой хозяйственной операции и о способах принятия им (высшим руководителем) такого решения, а именно, кто готовил ему исходную информацию в разрезе всех вышеперечисленных рисках, как он ее оценивал, при помощи чьих специалистов, получал ли он от кого-то прямое указание на совершение исследуемой хозяйственной операции, какими задачами и интересами он руководствовался при принятии решения о проведении исследуемой хозяйственной операции.

Конкретные вопросы, поставленные на исследование экспертам отражаются в Задании на исследование, которое является приложением к Договору на выполнение работ по проведению Комплексного экономико-криминалистическое исследования.

©НП «КРЭС» 2019г.