Судебная экономическая экспертиза

Судебно-экономическая экспертиза проводится по постановлениям судебных, следственных органов в рамках уголовных судопроизводств или на этапе проверки сообщений и заявлений о  преступлениях.

Исследование экономической деятельности хозяйствующих субъектов в рамках уголовного судопроизводства возможно и по запросу адвокатов в защиту своих клиентов. При этом следует различать запрос на рецензию (оценку) заключения судебно-экономической экспертизы, выданного экспертами, привлеченными правоприменителями и, собственно, исследование материалов уголовного дела, в котором заказчик заявлен как адвокат. Положения современного уголовно-процессуального законодательства позволяют адвокатам привлекать специалистов для проведения экспертных исследований материалов уголовного дела путем направления ходатайства о допуске привлеченного защитой специалиста к материалам уголовного дела для проведения исследования. В этом же ходатайстве формулируется просьба касательно оформления в установленном порядке подписки специалиста о том, что он предупрежден следователем об ответственности за разглашение данных предварительного следствия, ставших ему известными в ходе исследования. После этого специалист может приступать к изучению материалов дела в согласованные следователем сроки или к их (электронному) копированию.

В случае привлечения эксперта адвокатом для исследования материалов дела по результатам такого исследования выдается заключение специалиста с ответом на вопросы, поставленные адвокатом на разъяснение специалиста по форме и в структуре разделов, предусмотренных процессуальным законодательством для заключения судебной экспертизы.

В случае привлечения эксперта к исследованиям по запросу органов, уполномоченных на ведение оперативно-розыскной деятельности (ОРД) материалы с результатами ОРД представляет уполномоченный сотрудник этого органа на электронных и (или) бумажных носителях. С представляемых материалов должны быть сняты все режимные ограничения по допуску. По результатам исследования выдается заключение специалиста с ответом на вопросы, поставленные органом ОРД на разъяснение специалиста по форме и в структуре разделов, предусмотренных процессуальным законодательством для заключения судебной экспертизы.

Перед началом исследования по любому из вышеперечисленных оснований эксперт, специалист (комиссия экспертов) производит оценку полноты представленных на исследование объектов для принятия решения о возможности или невозможности провести всестороннее, полноценное исследование и выдать объективное экспертное заключение. При недостатке материалов (объектов) для исследования в случае назначения судебной экспертизы правоприменителем экспертами выдается процессуальное ходатайство: либо об отказе от выдачи заключения, либо о получении дополнительных материалов (объектов) для исследования.

Экспертами может быть принято решение об условной достаточности материалов для выдачи заключения. В качестве условия может фигурировать удовлетворение ходатайств экспертов о получении (обнаружении, изъятии и закреплении в материалах дела) дополнительных данных (документов, информации), необходимых для проведения полноценного всестороннего исследования и выдачи объективного заключения.

В случае исследования материалов ОРД по запросу органа внутренних дел или контрразведки может быть выдано заключение специалиста с вероятностными (оценочными) суждениями, не являющимися объективными экспертными выводами, о чем обязательно указывается в тексте итогового документа. Такое заключение может быть использовано оперативными работниками для планирования дальнейших оперативно-розыскных мероприятий и отработки версий.

Следует понимать, что отсутствие каких-либо объектов в материалах дела не означает их отсутствие вообще, как существующих предметов материального мира. Эксперт будет использовать свои процессуальные права и направлять ходатайства для обнаружения, изъятия и закрепления в материалах дела дополнительных данных с указанием на возможные источники их получения. Если по результатам следственных действий, проведенных в соответствии с ходатайствами экспертов, будет установлено, что искомые объекты обнаружить не удалось, эксперты могут сделать вывод о достаточности объектов в материалах дела для производства экспертизы и выдачи заключения, Отсутствие каких-либо данных в материалах дела, собранных с учетом их ходатайств, эксперты будут иметь основания считать фактом отсутствия их, как таковых, т. е. как существующих предметов материального мира и использовать этот факт в своих оценках и выводах.

Факт отсутствия какого-либо объекта (документа, информации) проверяется экспертами при постановке вопросов для допроса свидетелей и обвиняемых по делу. Проверяются обстоятельства существования какого-либо документа или носителя с информацией об этом документе, или события, обстоятельства, описываемым этим документом и причины последующей утраты или уничтожения документа.

При оценке достоверности объектов исследования – источников информации об экономической деятельности исследуемых хозяйствующих субъектов эксперты применяют допущение о приоритете источников и указывают об этом в заключении.

Допущение о приоритете источников формулируется следующим образом.

Первым (высшим) приоритетом доверия экспертов к достоверности источника данных об экономической деятельности исследуемого хозяйствующего субъекта обладают документы и материалы, того же периода выпуска, (оформления, издания), в котором осуществлял экономическую деятельность исследуемый хозяйствующий субъект. То есть документы, оформленные и информация, созданная непосредственно при проведении или сразу после окончания исследуемых экономических действий / хозяйственных операций. В эту же группу относят результаты фактических контрольных мероприятий (инвентаризации, сличения, входной контроль поступающих ТМЦ и т.п.), подготовленные в период, совпадающий с исследуемым периодом деятельности хозяйствующего субъекта (аутентичные данные).

Следующим (вторым) приоритетом обладают документы и информация, подготовленные на основе аутентичных данных, но являющиеся производными по отношению к ним: акты документальных ревизий, аудиторские отчеты, акты налоговых проверок, отчеты оценщиков и проч.(производные данные). Данные из таких источников принимаются к использованию в качестве объектов исследования только в части, не противоречащей данным из аутентичных источников.

Третьим приоритетом обладают показания свидетелей об обстоятельствах исследуемых хозяйственных операций, а также их расчеты, оценки, графические и иллюстративные материалы, представленные в ходе следствия и приобщенные к материалам дела решением следователя (суда). Данные из таких источников принимаются к использованию в качестве объектов исследования только в части, не противоречащей данным из источников более высоких приоритетов (аутентичных источников и производных данных (приоритеты 1, 2)).

Четвертым приоритетом обладают показания обвиняемых об обстоятельствах исследуемых хозяйственных операций, а также их расчеты, оценки, графические и иллюстративные материалы, данные в ходе следствия и приобщенные к материалам дела решением следователя (суда). Это объясняется тем, что обвиняемые не несут ответственности за дачу заведомо ложных показаний и имеют право на использование любых способов защиты в суде. Данные из таких источников принимаются к использованию в качестве объектов исследования только в части, не противоречащей данным из источников более высоких приоритетов (аутентичных источников, их производных и показаний свидетелей (приоритеты 1, 2, 3)).

При наличии оснований для сомнений в подлинности аутентичного источника эксперты направляют ходатайство правоприменителю о производстве дополнительных экспертиз (почерковедческих, технических, технологических и т.п.).

Следующим допущением экспертов, о котором в обязательном порядке указывается в итоговом документе по результатам исследования является допущение о презумпции разумности исследуемого хозяйствующего субъекта. Имеется в виду разумность управляющих, в лице которых действуют корпоративные хозяйствующие субъекты. Допущение формулируется следующим образом.

При наличии нескольких (многовариантных или равновероятных), одинаковых по достоверности, обоснованности и справедливости выходных итоговых показателей, параметров или диапазона их значений, полученных по результатам исследований материалов дела об экономической деятельности исследуемого хозяйствующего субъекта, эксперты для своих заключительных оценок и выводов выберут такое значение показателя из возможного диапазона значений, которое даст наименьшую количественную оценку отрицательных последствий для имущества, финансового положения и результатов деятельности  исследуемого хозяйствующего субъекта. Такое допущение необходимо для обеспечения презумпции невиновности в судебном разбирательстве: любое сомнение трактуется в пользу обвиняемого (подозреваемого).

Далее, в соответствии с поставленными вопросами, эксперты произведут выбор методов экспертных экономических исследований и обоснуют их применение в исследовательской части итогового документа экспертизы. Если существо вопросов, поставленных на разрешение экспертов, не охватывается всей доступной экспертам методологической базой экономических исследований, эксперты заявят о невозможности выдачи заключения в связи с недостаточностью их квалификации или в связи с несоответствием их квалификации тематике поставленных на разрешение экспертизы вопросов.

Далее, следует определиться с местом производства экспертизы. Если экспертиза проводится в месте производства следственных действий, то материалы концентрируются в отдельном помещении на территории следственного органа и в этом же помещении создаются рабочие места экспертов. Представление материалов на экспертизу осуществляется путем передачи ключа от выделенного экспертам помещения. Если работают несколько экспертов, каждый эксперт при посещении выделенного помещения в конце рабочей сессии опечатывает дверь своей личной печатью. Если в материалах дела имеются предметы и документы, не относящиеся к тематике судебно-экономической экспертизы, лицо, уполномоченное правоприменителем, обязательно присутствует в помещении в  течение  рабочих сессий экспертов для обеспечения контроля доступа к материалам по избранной тематике.

Если экспертиза проводится в помещении экспертной организации, то все передаваемые материалы дела отражаются в Акте приема-передачи или ином сопроводительном документе. Руководитель экспертной организации обеспечивает экспертов рабочими местами и организует режим работы, исключающий несанкционированное распространение сведений, составляющих следственную тайну.

Договоры на выполнение работ по производству судебно-экономической экспертизы заключаются: либо непосредственно с экспертами, как с физическими лицами (при производстве экспертизы в месте следственных действий), либо с экспертной организаций (при производстве экспертизы на территории организации).

Запросы судебных, следственных органов, адвокатов или органов, уполномоченных на проведение ОРД, поступившие в адрес НП «КРЭС» о необходимости производства экономической экспертизы (исследований) рассматриваются руководством Коллегии в пределах 5-ти рабочих дней. Руководство Коллегии направляет ответным сопроводительным письмом объективные данные о квалификации и стаже экспертной работы свободных кандидатур из числа специалистов организации, направляемых в адрес заказчика, способных выдать соответствующее заключение. В случае отсутствия свободных экспертов или специалистов по запрашиваемой тематике исследований направляется письмо с мотивированным отказом.

Судебно-экономическая экспертиза, проводимая специалистами НП «КРЭС» отвечает на следующие вопросы:

— об отражении тех или иных фактов хозяйственной жизни (принадлежность и подтверждённость хозяйственной операции);

— о нарушении правил бухгалтерского учета и требований основополагающих документов по деятельности предприятия;

— о движении стоимостей (денежных средств, имущественных прав, финансовых активов, товаров, выполненных работ, услуг по счетам бухгалтерского учета, денежным счетам и в системах учета прав);

— об источниках финансирования тех или иных расходов (в какой доле сумма входящего актива (ликвидности) у первого получателя послужила источником финансирования расходов последнего получателя в заданной цепи контрагентов);

— о фактических затратах и  результатах реализации (выбытия) тех или иных инвестпроектов, продуктов, имущественных прав, фин.активов и проч.;

— о начислениях и состоянии расчетов с государством, контрагентами и персоналом по обязательствам в силу закона, судебного акта или договора;

— иные вопросы в рамках анализа хозяйственной деятельности по данным учета и отчетности (показатели, коэффициенты и соотношения по балансу; факторы формирования остатков бухгалтерских счетов, динамика показателей и т.д. и т.п.).

— о правомерности проведенной хоз.операции и действий управляющих в широком определении (соответствие нормативно-правовым и корпоративным актам, уставным документам, требованиям регуляторов и вышестоящих уровней управления, стандартам саморегулируемых организаций, обычаям делового оборота, общеупотребимой практике хозяйствующих субъектов, и т.д.)

— о составе лиц, чьи интересы затрагиваются или чье имущественное положение зависело от проведения (от результатов) той или иной хозяйственной операции;

— об обоснованности проведенной хоз.операции интересами участвующих в ней лиц;

— о существе проведенных хозяйственных операций и разумности действий управляющих;

— о наличии признаков договорных схем;

— о наличии, видах и размерах отрицательных экономических последствий проведенных хозяйственных операций (действий управляющих) для каких-либо лиц, не обусловленных рыночными факторами;

— о причинно-следственных связях между отрицательными экономическими последствиями проведенных хозяйственных операций для их титульных (и не титульных) участников и действиями управляющих;

— о наличии и составе лиц, в чью пользу могли быть обращены отрицательные экономические последствия проведенных хозяйственных операций.

Стоимость работ по производству экспертных экономических исследований договорная.

©НП «КРЭС», 2019г.